Суббота, 18.05.2024, 16:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Открытые уроки

Открытый урок по обществознанию в 11 классе
[ Скачать с сервера (87.0 Kb) ] 16.03.2012, 19:00
«Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи»
Открытый урок по обществознанию в 11 классе
Цели и задачи урока: Рассмотреть демографические проблемы в современной России, выявить основные тенденции решения проблемы повышения рождаемости, снижение уровня смертности, повышение имиджа многодетной семьи. Развивать умения осуществлять комплексный поиск информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы. Формировать отношение к демографическим проблемам современного общества.
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: проектор, материалы к дискуссии.
Ход урока:
I. Этап актуализации знаний. Звучит песня А. Тихановича и Я. Поплавской «У меня сестренки нет».
Вступительное слово учителя: Песня «У меня сестренки нет» была написана в начале 80 – х гг. прошлого века, она красноречиво отражает новую тенденцию того времени в нашей стране – нежелание семей иметь более одного ребенка. И, тем не менее, многие граждане нашей страны признаются, что обязаны своим появлением на свет именно этой песне. Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны, так как очевидны ее неизбежные негативные последствия. Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3 – 4 детей. Разница между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью позволяет характеризовать Россию как страну с вырождающимся населением. Именно поэтому в последние годы в нашем обществе идет целенаправленная пропаганда увеличения рождаемости.
II. Этап целеполагания. Постановка целей и задач урока учащимися.
III. Этап изучения новой темы. А) Презентация ученицы «Проблемы высокой смертности в России» (Приложение 1)
Обсуждение. Вопросы учащимся: 1. На ваш взгляд, какие из причин смертности в России можно существенно снизить уже в ближайшем будущем? 2. Что для этого нужно сделать? 3. Если бы вы были на месте парламентариев, какие бы законы вы приняли для того, чтобы снизить уровень смертности в нашей стране?
Б) Выступление ученика по теме «Рождаемость и проблемы ее повышения» (Приложение 2) Обсуждение. Вопросы учащимся: С какими прозвучавшими выводами можно согласиться, а с какими поспорить? Почему в нашей стране «не принято» рожать много детей?
В) Выступление ученика по теме «Меры государства по увеличению рождаемости» (Приложение 3)
Обсуждение. Вопросы учащимся: 1. Можно ли стимулировать рождаемость только выплатой материнского капитала? Какие «подводные камни» имеет такое решение проблемы?
Г) Выступление ученицы по теме «Есть ли будущее у многодетной семьи» (Приложение 4) Обсуждение. Вопросы учащимся: 1. В 20 – 40 – гг. 20 века было нормой иметь в семьях 6 – 10 детей. В 50 – 60 – е гг.: 3 – 5 детей, в 70 - 80 гг. – 2- 3 детей, в 90 – е – 2000 – е – 1-2 ребенка. Давайте проанализируем, сколько детей было в семьях ваших родителей и сколько в ваших семьях.
Информация учителя: «Третьи» дети: Аверкин Сергей Николаевич – оператор котельной школы Овсянникова Татьяна Викторовна – уборщик служебных помещений Ситников Юрий Сергеевич – оператор котельной Гусева Татьяна Ивановна – заведующая филиалом, учитель истории и обществознания. Из многодетных семей: Голышева Л.Н., учитель немецкого языка – 5 детей, Шматков Н.В., учитель физики – 4 детей, Горбенко И.В., учитель ИЗО – 3 детей, Бедринцев Н.Ф., учитель ОБЖ – 3 детей.
Д) Презентация ученицы «Проблемы неполной семьи» (Приложение 5)
 Обсуждение. Вопросы учащимся: Что бы вы предложили для того, чтобы семьи не распадались, чтобы дети не воспитывались в неполных семьях? Какая из перечисленных проблем неполных семей вас особенно взволновала?
Информация учителя: Газета «Земля Самойловская» в статье «Тише, родился ребенок!» сообщает: В 2010 г. Самойловским отделом ЗАГС по району было зарегистрировано 895 актов гражданского состояния. 153 пары зарегистрировали брак, что на 12 % больше, чем в 2009 году. Рождаемость в районе увеличилась на 3 %. Зарегистрировано 203 новорожденных, из них три двойни. Из общего числа рожденных детей мальчиков – 91, девочек – 112. Большинство детей из числа родившихся – это первенцы, их 99. Второй ребенок появился в 82 семьях, третий – в 20. Количество семей, в которых зарегистрировано четверо и более малышей – 4. Отцовство было установлено в отношении 44 детей. Разводов стало меньше по сравнению с 2009 г. на 22 %. Семейные узы разорвали 99 пар в возрасте от 25 до 39 лет. Семь граждан обратились по вопросу изменения имени. Значительно снизился в районе уровень смертности – на 7 %.
III. Этап подведения итогов урока.
Категория: Открытые уроки | Добавил: Клио
Просмотров: 5173 | Загрузок: 596 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: