Главная » Файлы » Рабочие программы |
[ Скачать с сервера (28.3 Kb) ] | 14.12.2012, 13:36 |
Пояснительная
записка к рабочей программе «Основы
православной культуры»
Цель учебного курса
«Основы православной культуры» - формирование у младших
подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и
уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет
представлений о религиозных и нравственных ценностях, традициях, на понимании
их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные понятия
данного курса – «мировоззрение», «культурная традиция»,
«духовность» и «нравственность». Данный курс призван
актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования
личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и
общечеловеческими ценностями. Кроме того, он должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора
учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного,
достойного гражданина. Данный курс отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира. Курс «Основы
православной культуры» является единой учебно-воспитательной системой. Все темы
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого
учебного времени с учётом
образовательных возможностей младших подростков. Данный курс формирует у
обучающихся начальное представление о религиозной культуре посредством: - ориентации содержания
на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого,
ответственного гражданина России; - педагогического
согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех тем
учебного курса; - системы связей,
устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими
учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.); - ориентации учебного
содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями
актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших
подростков; - единых требований к
результатам освоения содержания учебного курса. Вместе с тем, сама национальная
духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может
исчерпываться содержанием данного курса. В процессе изучения
курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе
изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных. Основные задачи
учебного курса «Основы православной культуры»: ·
Знакомство обучающихся с основами
православной культуры; ·
Развитие представлений младших
школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества; ·
Обобщение знаний, понятий и
представлений о духовной культуре и морали, формирование мировоззрения; ·
Развитие способностей младших школьников
к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога
во имя общественного мира и согласия. Освоение школьниками учебного содержания курса
должно обеспечить: ·
Понимание значения нравственности,
морально ответственного поведения в жизни человека и общества; ·
Формирование первоначальных
представлений об основах православной религиозной культуры; ·
Формирование уважительного отношения к
духовным и светским традициям русского народа; ·
Знакомство с ценностями: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Требования к личностным результатам: - формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного
при разнообразии культур, религий; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе; - воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять поиск информации для
выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний; - овладение действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий; -определение общей цели и путей её достижения,
умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: - знание, понимание и принятие обучающимися
ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,
справедливость; - знакомство с основами православной религиозной
морали; Формирование первоначальных представлений о
православной религиозной культуре и её роли в истории и современности России; - осознание ценности нравственности и духовности в
человеческой жизни. На каждом занятии большое
внимание уделяется мотивации
школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в
зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса,
уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции
учителя. Расширяются мотивационные
условия изучения курса за счёт использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных
пособий на печатной основе используются
электронное сопровождение курса, имеющее в своём составе таблицы, фотографии,
картины, аудио- и видеоматериалы,
оригинальные документы,
произведения художественной литературы и т.п. В качестве наиболее
важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выделяются
следующие методы: Метод
моральных дилемм и дискуссий – создание доступной
для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной
жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и
доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты
ответов. Метод даёт возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный
выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические
методы – методы и приёмы познания, используемые для
решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать
способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания,
получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области. Исследовательский
метод –
организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя:
самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из
известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи,
а не получают их в готовом виде. Проектирование
– особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с
групповыми занятиями, в результате
которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся
анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты,
ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план
действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить
исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные
результаты с ожидаемыми. В начальной школе (4 класс) широко
используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой
активности. Обучающимся не даётся в готовом виде набор определений и истин, а
предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Список литературы: Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики. Программы
образовательных учреждений 4 - 5 классы. Составитель А.Я. Данилюк. – М.:
Просвещение, 2012 . Кураев А.В. Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Электронное приложение
к учебному пособию «Основы православной культуры» Таблица с рабочей программой по «Основам
православной культуры» 4 класс на 2012 –
2013 учебный год | |
Просмотров: 3582 | Загрузок: 378 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||