Суббота, 18.05.2024, 20:43
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа
[ Скачать с сервера (28.3 Kb) ] 14.12.2012, 13:36

Пояснительная записка к рабочей программе

«Основы православной культуры»

 

Цель учебного курса «Основы православной культуры» - формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур  и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о религиозных и нравственных ценностях, традициях, на понимании их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные понятия данного курса – «мировоззрение», «культурная традиция», «духовность» и «нравственность».

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Кроме того, он должен сыграть важную роль,  как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Данный курс отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Курс «Основы православной культуры» является единой учебно-воспитательной системой. Все темы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного  времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Данный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозной культуре посредством:

- ориентации содержания на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех тем учебного курса;

- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса. Вместе с тем, сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием данного курса.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.

Основные задачи учебного курса «Основы православной культуры»:

·         Знакомство обучающихся с основами православной культуры;

·         Развитие представлений младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·         Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование мировоззрения;

·         Развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания курса должно обеспечить:

·         Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

·         Формирование первоначальных представлений об основах православной религиозной культуры;

·         Формирование уважительного отношения к духовным и светским традициям русского народа;

·         Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий;

- развитие самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-  адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний;

- овладение действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, справедливость;

- знакомство с основами православной религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о православной религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

На каждом занятии большое внимание уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширяются мотивационные условия изучения курса за счёт использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе используются электронное сопровождение курса, имеющее в своём составе таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выделяются следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод даёт возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приёмы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в  результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе  (4 класс) широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не даётся в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Список литературы:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы  образовательных учреждений 4 - 5 классы. Составитель А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012 .

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры»

Таблица с рабочей программой по «Основам православной культуры»   4 класс на 2012 – 2013 учебный год

Категория: Рабочие программы | Добавил: Клио
Просмотров: 3582 | Загрузок: 378 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Ольга  
0
uhfvjnyj

Имя *:
Email *:
Код *: