Суббота, 18.05.2024, 17:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Обществознание

О подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию
О подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию
 
Анализ ответов школьников на ЕГЭ по обществознанию показывает, что трудности и проблемы, с которыми они сталкиваются, выполняя задания, во многом связаны с пробелами в знаниях по обществоведческому курсу в целом. Но это не единственная причина. Часто неправильный ответ является результатом непонимания сути вопроса, нарушения последовательности необходимых познавательных операций, пропуском в этой цепи важных действий, неумение в сложных заданиях части С выявить проблему, соотнести ее с нужным содержательным контекстом, распознать вид логической связи, проверить истинность полученного результата.
Для того чтобы качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ, необходимо, прежде всего, каждому педагогу четко обозначить тот круг знаний и интеллектуальных умений школьников, который проверяется в ходе экзамена. Педагог должен быть знаком со спецификацией экзамена для того, чтобы нацелить учащихся на выполнение заданий повышенного и высокого уровней, требующих более тщательного подхода. Ученика необходимо научить внимательно читать задания, внимательно изучать схемы и таблицы, приведенные в КИМах, внимательно работать с приведенным текстом. А для этого нужна постоянная тренировка, закрепление и повторение изученного, наработка теории и практики выполнения заданий. Постепенно от базового уровня необходимо нацеливать учащихся на выполнение более сложных заданий. И, наконец, одним из главных моментов является выработка умения правильно извлекать информацию, привлекать свой социальный опыт, делать выводы.
Задания части А, которые предполагают выбор одного варианта ответа из четырех предложенных, позволяют каждому ученику не только проверить уровень владения теорией предмета, но и рассуждать над приведенными примерами. При выполнении заданий данной части учащиеся чаще всего ориентируются на базовые знания, полученные в ходе изучения обществознания, а также на термины по обществоведческому курсу. На основе практики подготовки учащихся к сдаче экзамена, могу сделать вывод, что данные знания закладываются в течение всего периода изучения предмета с 6 по 11 класс, в последние полгода перед экзаменом прочные знания сформировать не удастся.
Задания части В подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли выявить черты сходства и различия приведенных примеров, выявить в ряду понятий лишнее, не соответствующее содержанию всех остальных понятий. Интересны задания, в которых учащиеся должны уметь проанализировать результаты социологического опроса, приведенного в диаграмме или таблице, а также соотнести примеры и отрасли права, например. При выполнении данных заданий необходимо научить учащихся владеть и математическими понятиями – одна четверть (25%), одна треть (33%), две трети, половина опрошенных и т.д. Второе необходимое условие – это внимательность при чтении самого задания. Многим учащимся кажется, что задания части В проще, чем задания части А. На самом деле это не так, просто иногда уровень навыков, необходимых для выполнения этой части задания у учащихся действительно хорошо развит. При подготовке учащихся к экзамену стараюсь развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, находить опору в теоретических знаниях.
Но, безусловно, самой сложной для выполнения является часть С. Интегральный характер обществоведческого курса, включает в себя философские, социологические, культурологические, экономические, политологические, правовые знания, что и обусловливает широкий круг отобранных для ЕГЭ источников. Каждый вариант экзаменационной работы включает один или два текстовых фрагмента общим объемом авторского текста до 250 – 300 слов. К текстовым материалам поставлены вопросы-задания. Проверяются следующие умения учащихся: Владение лексикой. Анализ и интерпретация информации, заключенной в тексте. Правильное использование обществоведческих понятий и терминов при анализе текста. Соотнесение значения авторских слов и фраз с изученным обществоведческим материалом. Определение логических связей в тексте. Понимание отдельных мыслей автора, общей идеи документа Соотнесение содержания документа с реалиями современности. Определение своего личного отношения к документу. Умение обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в документе проблеме. Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе, так как проверяет овладение экзаменующимися определенными умениями.
Первое задание направлено на выявление осознанности восприятия содержащейся в тексте информации. Второе задание – это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Третье задание чаще всего требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Четвертое задание может быть направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте. Как же лучше подготовиться к выполнению составных заданий к тексту источника, чтобы получить максимально высокий результат?
Первой ступенькой к желаемому результату является умение работать с текстом. Опыт работы с документами, привлекаемыми в курсе истории и обществознания, безусловно, поможет в этом. Интерпретация, анализ и исследование структуры и содержания источника – вот основные элементы, которым необходимо научить ученика.
И, конечно, при подготовке учащихся следует заранее указать им на типичные недостатки, которые могут встречаться при анализе ответов учащихся.
1. Нечеткость, расплывчатость формулировок, недостаточная ясность заявленных в ответе идей и выводов.
2. Присутствие в ответе взаимоисключающих положений без каких-либо комментариев.
3. Наличие наряду с верными ошибочных положений в рассуждениях и доказательствах. 4. Несоответствие содержания ответа предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или неудачной формулировки ответа.
5. Игнорирование при ответе важных деталей текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным.
6. Раскрытие в ответе лишь части предложенного вопроса.
7. Отсутствие в ответах необходимых обобщений и выводов.
Для более качественного выполнения заданий части С учащимся можно предложить памятку, которая поможет в выполнении заданий данного типа.
 
Памятка
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Духовная жизнь», «Познание», «Экономическая сфера» и т.д.). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
3. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.
4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному» Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Не упустите из вида, на что требуется опираться при ответе: текст, личный опыт или материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
9. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
10. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
 
Последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию относится к числу наиболее сложных по выполнению. Это задание нередко характеризуют как эссе по обществознанию. Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения. Таким образом, в эссе должны присутствовать конкретная тема, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность. Как видим, элементов много, но смогут ли выпускники соединить их воедино и привести в соответствие данной форме содержание своей работы? Опыт показывает, что с данной работой могут справиться только те ученики, которые освоили содержание обществоведческого курса на высоком уровне. Можно сказать короче: успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям, который может излагать собственную позицию по ключевым проблемам курса, умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки. Для этого нужно вести систематическую работу по формированию навыков написания эссе.
Итак, на экзамене темы сформулированы в виде афоризмов, ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, ученых, писателей. Ученик самостоятельно выбирает тему, но при этом не должен забывать, что она должна быть раскрыта в рамках базовой науки (экономики, политологии, социологии, правоведения, культурологи, философии). Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, которые соответствуют данной науке. Конечно, ученик выберет ту науку, раздел которой он с наибольшим интересом изучал на уроках обществознания. К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется, но лучше, если эта работа будет иметь строгую структуру, позволяющую четко высказывать и аргументировать личную позицию автора.
Начинать эссе целесообразно с четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным». Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не обязательно дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе, важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность. Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. В заключительном предложении подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
 
Эссе по обществознанию будет оценено высокой оценкой, если:
1) оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема;
2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;
3) ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней; 4) использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры конкретны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме;
К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что его выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в его контексте, нужно отнести включение в текст: 1. краткой информации об авторе высказывания;
2. имен его предшественников, последователей или научных противников;
3. описание различных точек зрения на проблему на проблему или различных подходов к ее решению;
4. указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5. указания на альтернативные варианты решения проблемы.
 
И в заключении можно сказать следующее. Анализ результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена по обществознанию показывает, что уровень выполнения задания учащимися зависит от качественной подготовки, правильного выбора учебников и учебных пособий, от межпредметных компетенций ученика, от умения проявить свои творческие способности.
ЕГЭ по обществознанию позволяет выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных юношей и девушек, на высоком уровне овладевших содержанием обществоведческого курса.
А главная задача школьного учителя помочь каждому ученику показать себя именно с этой стороны.
Категория: Обществознание | Добавил: Клио (15.11.2011)
Просмотров: 3605 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: